Второй этап - аналитический.

Цель - определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися конкретного данного класса (группы).

Средства достижения цели - анализ диагностических карт.

Продукт (результат) - перспективный план коррекционной работы, позволяющий педагогу ответить на вопрос: «Над чем надо работать с данной группой детей?» В этом плане должны быть отражены общие для группы учащихся и индивидуальные в отношении конкретных детей задачи коррекционной работы. Поэтому, на наш взгляд, сетка данного плана может быть представлена следующими графами: 1) направления коррекционной работы, в рамках которых были выявлены проблемы в развитии;

2) задачи коррекционной работы (по указанным направлениям);

3) учащиеся, для которых оказались актуальными выделенные задачи.

»класса

Перспективный план коррекционной работы с учащимися

Направления коррекционной работы Задачи коррекционной работы Учащиеся

Фрагмент перспективного плана коррекционной работы, составленного по такой форме, представлен в Приложении 3.1.

Хотелось бы отметить, что на первом месте среди выделяемых направлений коррекционной работы находится формирование учебной деятельности ввиду его особой значимости для категории школьников с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития. В свою очередь, благодаря этому отражается структура нарушения (дефекта) у данной группы детей, а также подчеркиваются приоритеты в реализации коррекционно-педагогической работы[4].

Порядок размещения других направлений (выделенных школьно-значимых функций), оказавшихся актуальными (а значит - «проблемными») для детей определенного класса, не имеет значения. Причем для учащихся разных классов, но одной возрастной группы, данный перечень может быть иным. Например, среди направлений коррекционной работы с учащимися одного класса выделено такое, как «развитие зрительного восприятия», а для другой группы учащихся той же возрастной категории -учеников параллельного класса - это направление коррекционной работы может оказаться неактуальным вовсе либо спектр задач будет иным.

Итак, задачи коррекционной работы определяются только на диагностической основе, поэтому единого плана коррекционной работы с детьми той или иной возрастной группы быть не может.

Объединять детей в группы для проведения коррекционных занятий необходимо не с учетом симптомов затруднений, а на основе схожих проблем в развитии. Предложенная форма перспективного плана коррекционной работы позволяет увидеть основания для объединения детей в группы, микрогруппы (схожие проблемы в развитии, а следовательно, и задачи коррекционной работы), а также для проведения индивидуальной работы. Тем самым реализуется индивидуально ориентированное планирование коррекционной работы.



В ряде случаев в практике коррекционные занятия проводятся фронтально - с целым классом учащихся (12 человек), либо дети делятся на группы по списку, и тогда в основе объединения в группу - не общая проблема в развитии, а буква алфавита, с которой начинается фамилия. И та и другая ситуации не позволяют осуществлять истинное коррекционное воздействие, направленное на конкретные, как правило, индивидуальные, проблемы детей, хотя мотивы педагогов при этом весьма благородны - охватить как можно большее количество учащихся.

Кроме того, во второй графе перспективного плана выявленные в рамках каждого направления коррекционной работы задачи важно расположить в целесообразной последовательности их решения. Для этого учитель-дефектолог должен владеть знаниями об этапах формирования компонентов учебной деятельности и школьно-значимых психических функций.

Третий этап - стратегический (прогностический).

Цель - выделить комплекс задач, над которым учитель-дефектолог планирует работать в течение определенного периода. На наш взгляд, оптимальным периодом для планирования деятельности школьных специалистов является учебная четверть. Таким образом, на этом этапе учитель-дефектолог отвечает на вопрос: «Над решением каких коррекционных задач я буду работать в 1-й четверти?»

Средства достижения цели - анализ перспективного плана коррекционной работы и школьной программы конкретного класса. На основе сопоставления этих двух объектов анализа определяется, над какими обобщенными умениями и в какой области развития надо работать в первую очередь, так как от этого зависит степень успешности ребенка при усвоении программного материала этой четверти.



Например, если деятельность учащихся на уроках связана, в основном, с работой с наглядностью, то акцент в коррекционно-педагогической работе следует сделать на ликвидации проблем в области зрительного восприятия, пространственной ориентировки, координации в системе «глаз-рука» (естественно, при условии наличия таких проблем). Если деятельность в большей мере связана с работой по словесной инструкции, с письмом под диктовку, то акцентируются задачи коррекционно-педагогической работы, связанные с развитием языкового анализа, фонематического слуха, координацией в системе «ухо-рука», слухо-речевой памятью, опосредованной памятью и др. При необходимости работать с текстами относительно большого объема требуется усиление внимания к речемыслительной деятельности и т. д.

Продукт (результат) - план коррекционной работы на первую четверть.

Этот план состоит из двух частей. В первой, основной части плана указываются задачи коррекционной работы на данный период.

Задачи прописываются по направлениям коррекционной работы с указанием учащихся, для которых они актуальны. Фрагмент этой части плана представлен в Приложении 3.2.

Вторая часть плана - календарно-тематический план коррекционных занятий, который составляется на одну (ближайшую) неделю. Такой небольшой временной интервал тематического планирования обусловлен тем, что тема коррекционного занятия формулируется на основе ведущей задачи данного занятия, а предугадать, какая задача будет доминировать в работе с ребенком (какие изменения в его развитии произойдут) через неделю-две, а тем более через месяц - просто нереально. Поэтому тематика занятий определяется на небольшой временной интервал - неделю. По прошествии недели на основе результатов проведенных занятий определяются задачи и тематика занятий на следующую неделю. Возможная сетка этой части плана представлена ниже, а пример ее заполнения приведен в Приложении 3.2.

Календарно-тематический план коррекционных занятий с учащимися 1 -«Б» класса учителя-дефектолога Ивановой М. П. с 01.10.07 г. по 06.10.07 г.

№ п/п Дата Задачи Тема Учащиеся

Итак, основная часть плана коррекционной работы на четверть - круг задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение данного учебного периода. Вторая же часть плана (тематическая) вытекает из нее, отражает последовательность решения выделенных задач. Составляется эта вторая часть плана последовательно на каждую ближайшую неделю.

По окончании первой четверти учитель-дефектолог анализирует степень решения поставленных задач и составляет по аналогичной схеме план на вторую четверть. Ряд задач может перейти в этот план из круга задач первой четверти (вследствие необходимости продолжать работу над ними); новые задачи берутся из перспективного плана коррекционной работы.

Диагностическая работа при этом реализуется в процессе собственно коррекционных занятий в конце первой четверти.

Для оценки результативности коррекционной работы учитель-дефектолог также изучает симптомы учебных затруднений учащихся, используя при этом методы беседы с учителями и анализа продуктов детской деятельности (тетрадей детей, их письменных работ, рисунков и т. п.).

Аналогично проводится работа при составлении планов на третью и четвертую четверти.

Этапы процесса планирования коррекционной работы в течение учебного года и их технологические характеристики представлены в таблице 2.

Предложенная технология реализует индивидуально ориентированный подход к планированию коррекционной работы и позволяет избежать формализма в деятельности учителя-дефектолога. Кроме того, коррекционная работа, «насквозь пронизанная» диагностической деятельностью, нацеливает педагога на систематическую (а не эпизодическую) оценку результативности своей работы, что, в свою очередь, стимулирует поиск более эффективных методов работы.

Выводы.Особый подход к планированию коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в процессе коррекционных занятий находит отражение в особых по содержанию, временной перспективе и форме планах коррекционной работы.

• В планах коррекционной работы учителя-дефектолога отражаются проблемы в развитии детей, из-за которых они испытывают трудности в учении, и над устранением которых необходимо работать.

• Планы коррекционной работы составляются на основе анализа данных психолого-педагогического изучения учащихся данного класса (начальной и текущей диагностики).

Поэтому коррекционные занятия в начале учебного года (сентябрь) носят диагностический характер. Только после тщательного изучения трудностей детей в учении и определения причин, их вызывающих, может быть разработан действенный план коррекционной работы. Таким образом, планы коррекционной помощи (перспективный и на его основе - план коррекционной работы на первую четверть) могут быть составлены учителем-дефектологом в течение 3-4-й недели сентября.

Таблица 2. Технологические характеристики этапов процесса планирования коррекционной работы в течение учебного года и их технологические характеристики

Этап Цель Средства достижения цели Продукт (результат) Сроки реализации
1. Диагностический (начальная диагностика) Выявить причины трудностей детей в учении. (При работе с первоклассниками – выявить проблемные зоны в развитии, из-за которых у детей могут возникнуть трудности в учении) · Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях (коррекционные занятия на данном этапе являются диагностическими) · Анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) · Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке · Беседы Сведения о симптомах учебных затруднений и причинах трудностей детей в учении, зафиксированные в диагностических картах Сентябрь (2-4 недели)
2.Аналитический Определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися · Анализ результатов психолого-педагогического изучения учащихся, диагностических карт · Знания об этапах формирования компонентов учебной деятельности и школьно-значимых психических функций Перспективный план коррекционной работы 3-4 недели сентября
3.Стратенический (прогностический) Выделить комплекс задач, над которым учителем-дефектологом планирует работать в течение 1-й четверти · Анализ перспективного плана коррекционной работы · Анализ школьной программы конкретного класса в целом и учебного материала 1-й четверти в частности План коррекционной работы на 1-ю четверть 3-4 недели сентября
4. Диагностический (текущая диагностика) Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях · Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 2-й четверти · Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи: - бесед с учителем; - наблюдений за деятельностью детей на уроках; - анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах Последние 2 недели 1-й четверти
5. Аналитическо-стратегический Выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 2-й четверти · Анализ диагностических данных · Анализ перспективного плана коррекционной работы · Анализ учебного материала 2-й четверти План коррекционной работы на 2-ю четверть Осенние каникулы
6. Диагностический (текущая диагностика) Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях · Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 2-й четверти · Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи: -- бесед с учителем; - наблюдений за деятельностью детей на уроках; - анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах Последние 2 недели 2-й четверти
7. Аналитическо-стратегический Выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 3-й четверти · Анализ диагностических данных · Анализ перспективного плана коррекционной работы · Анализ учебного материала 3-й четверти План коррекционной работы на 3-ю четверть Зимние каникулы
8. Диагностический (текущая диагностика) Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях · Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 3-й четверти · Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи: -- бесед с учителем; - наблюдений за деятельностью детей на уроках; - анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах Последние 2 недели 3-й четверти
9. Аналитическо-стратегический Выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 4-й четверти · Анализ диагностических данных · Анализ перспективного плана коррекционной работы · Анализ учебного материала 4-й четверти План коррекционной работы на 4-ю четверть Весенние каникулы

10. Диагностический (текущая диагностика) · Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях · Оценить динамику развития учащихся · Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 3-й четверти · Анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.) · Беседы с учителем Анализ степени выполнения перспективного плана коррекционной работы · Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах · Оценка динамики развития учащихся Последние 2 недели 4-й четверти

Диагностические задачи формулируются по результатам коррекционных занятий в конце каждой четверти - для составления планов работы на следующую четверть.

Так как каждая группа детей с особенностями психофизического развития весьма неоднородна по специфическим проявлениям особенностей развития, то универсальных планов коррекционной работы для детей определенной категории и возрастной группы существовать не может. Этим обусловлена необходимость проведения диагностической работы для определения плана коррекционной помощи учащимся каждого конкретного класса (группы).

• Планы коррекционной работы характеризуются гибкостью и не могут быть жестко регламентированными, ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

Поэтому, в планах коррекционной работы акцент следует делать не на темы, а на задачи этой работы - основная часть плана представлена комплексом задач.

Вторая часть плана - календарно-тематический план - составляется только на ближайшую неделю, и при этом не определяется количество занятий по темам, так как оно зависит от результативности работы, которую невозможно точно количественно

спрогнозировать.

• В планах коррекционной работы должны быть указаны дети.

Для детей с особенностями развития любой категории характерны как общие (модально-специфические), так и индивидуальные особенности развития - у каждого ученика своя «мозаика» проблем (нарушений развития) даже в рамках общих направлений коррекционной работы. Поэтому в планах коррекционной работы должен быть виден (указан) каждый ребенок, чем обосновывается особая форма таких планов.

Предложенные в данном пособии формы планов коррекционной работы носят рекомендательный характер и могут иметь иные варианты.


vozbuditeli-infekcionnih-boleznej.html
vozbuditeli-kishechnogo-kampilobakterioza.html
    PR.RU™