Вещество таинства крещения - вода.

Веществом для таинства служит чистая, естественная вода, особым священнодействием освященная и являющаяся орудием, средством Святого Духа. "Если кто спросит," - говорит святой Иоанн Златоуст, - "для чего употребляется вода, то спросим и мы взаимно: для чего вначале в создание человека входила земля? Что Богу и без земли возможно было сотворить человека, это очевидно для каждого, поэтому не допытывайся... Почему же нужна вода..? Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда выпрямляемся, - выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погрести ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. Α что сказано мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: "мы погреблись с Ним крещением в смерть" (Рим 6:4); также: "ветхий наш человек распят с Ним" (стих 6); или: "соединены с Ним подобием смерти Его" (стих 5)." "Если же кому желательно узнать," - пишет святой Кирилл Иерусалимский, - "почему благодать преподается через воду, а не через другую стихию, то найдет и сие, изучив божественные писания. Вода есть нечто великое и наилучшее из четырех видимых стихий мира."

Примеры водного крещения.

а) Святой Иоанн Предтеча крестил в воде: "это происходило в Вифаваре при Иордане (реке), где крестил Иоанн" (Ин. 1:28). "Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились" (3:23).

б) Господь Иисус Христос крестился в воде: "крестившись Иисус тотчас вышел из воды" (Мт. 3:16). "Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды..." (Мр. 1:9-10). в) Апостолы крестили в воде: "они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься..? и сошли оба в воду" (Деян. 8:36-38), "Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? и велел им креститься во имя Иисуса Христа" (10:47-48). В других местах Священного Писания (ср. Деян. 2:33; 8:12; 19:3-5; Мр. 1:8; Мт. 28:19; Мр. 16:16 и др.) не упоминается о воде, в которой крестились, потому что понятие о ней (воде) содержится в самом слове "крестить" (βαπτίζειν - погружать, орошать, мыть).



Образ совершения крещения.

Крещение должно совершаться через троекратное погружение крещаемого в воду, с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа. Евангелисты, повествуя о крещении Иисуса Христа, говорят, что Он, крестившись, "тотчас вышел из воды" (Мт. 3:16), "когда выходил из воды" (Мр. 1:10). Нисхождение в воду, очевидно, требовалось для погружения в нее, а никак не для обливания ею. Иоанн избрал для крещения иудеев многоводное место близ Салима (Ин. 3:23), без сомнения, потому, что здесь ему удобнее было крестить через погружение. Апостолы также крестили через погружение: "сошли оба в воду Филипп и евнух; и крестил (έβάπτισεν) его. Когда они вышли из воды..." (Деян. 8:38-39). На погружение крещаемого в воду указывает слово Божие, когда видит прообраз крещения в потопе (1 Пет. 3:21); называет крещение "[банею] омовение водное" (Еф. 5:26), "[банею] купель возрождения" (Тит. 3:5), "подобием смерти Его" (Рим 6:5) и погребения: "мы погреблись с Ним крещением в смерть" (стих 4), т.е. как при погребении земля объемлет погребающегося в нее, так и при погружении вода объемлет крещающегося.

Совершительные слова в таинстве Крещения произносятся по заповеди Иисуса Христа (Мт. 28:19). "Великое таинство крещения," - свидетельствует святой Василий Великий, - "совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями." "Делая сие (троекратн. погружение)," - говорит святой Григорий Нисский, - "отображаем на себе тридневную благодать воскресения и делаем это, не в молчании принимая таинство, но с произнесением над нами имени трех святых Ипостасей... Почему во имя Отца? Потому что Он начало всего. Почему во имя Сына? Потому что Он зиждитель твари. Почему во имя Духа Святого? Потому что Он совершительная сила всего." "Вы исповедали," - учит святой Кирилл Иерусалимский, - "спасительное исповедание и погружались троекратно в воду, и опять из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово."



Выражение "креститься во имя Иисуса Христа" (Деян. 2:38; 8:16; 10:48; 19:5 и др.) означает креститься по заповеди Иисуса Христа, принять крещение, установленное Им. Таким выражением слово Божие характеризует христианское крещение в отличие от крещения Иоаннова. "Никого," - учит святой Василий Великий, - "да не вводит в обман у апостола то, что, упоминая о крещении, нередко умалчивает он об имени Отца и Святого Духа, и никто не должен заключать из сего, что не надобно соблюдать призывания имен... Это потому, что наименование Христа есть исповедание всего; оно указывает и на помазующего Бога, и на помазанного Сына, и на помазание Духа."


vi-do-sih-por-vstrechaetes-s-odnim-i-tem-zhe-parnem.html
vi-dokumentaciya-po-praktike.html
    PR.RU™