Вершает этот процесс. Отмечая огромное значение социального ок-

Ружения, которое стимулирует формирование познавательных фун-

Кций, Болдуин выделял и специальные механизмы развития мышле-

Ния - ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и акко-

модацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина

Оказали влияние на взгляды известного психолога Ж. Пиаже, кото-

рый в тот период обучался в Женевском университете и был учени-

Ком одного из ближайших друзей Болдуина - Э. Клапареда.

Как уже отмечалось, исследованиями социального развития де-

Тей занималась М.Мид (1901-1978), известный американский этно-

Психолог, этнограф и социолог. Окончив в 1924 г. Колумбийский

университет, она начала работать в школе известного этнографа

Ф. Боаса. В 1929 г. Мид защитила докторскую диссертацию, стала

Сотрудником, а позднее куратором отделения этнологии Амери-

Канского музея естественной истории, профессором антропологии

Колумбийского университета и университета Фордем.

Основное внимание Мид уделяла проблемам социализации де-

Тей в разных культурах, причем объектом ее изучения были в ос-

Новном не современные, а традиционные общества, традиционная,

Замкнутая культура, сохранившаяся в отдельных районах Полине-

зии и Латинской Америки. В своих работах ≪Взросление на Самоа≫

(1928), ≪Как растут на Новой Гвинее≫ (1930), ≪Пол и темперамент

в трех примитивных обществах≫ (1935), ≪Исследования националь-

ного характера≫ (1951), ≪Культура и преемственность≫ (1970) она

Исследовала большой круг проблем - от развития половой иденти-

Фикации и особенностей дето-родительских отношений до струк-

Туры национального характера и причин конфликтов между раз-

Ными поколениями.

Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психи-

ческом развитии детей, Мид на примере различных культур пока-

Зала, что особенности полового созревания, формирования струк-

Туры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от куль-

Турных традиций данного народа, особенностей воспитания и

Обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Она ввела

в психологию новый термин инкультурация.

Развивая теорию ≪модальной личности≫ Бенедикт, Мид показа-

Ла, что существует ограниченный набор типов темперамента, каж-

Дый из которых характеризуется определенным сочетанием врож-



Денных качеств и способов поведения (в частности, выражения эмо-

Ций), одобряемых в данном обществе. При этом социально одоб-

Ряемое поведение (главным образом половое) стилизуется культу-

Рой в соответствии с контрастирующими моделями темперамента.

Поэтому тот, чей темперамент не совместим с типом социальных

Эмоций, требуемым данной культурой, оказывается в уязвимом

Положении, и его отчуждение от общества является, с точки зрения

Мид, вполне закономерным и прогнозируемым.

Стремление исследовать механизмы передачи культурных цен-

Ностей от поколения к поколению привело Мид к изучению дина-

Мики формирования национального характера, этических и поло-

Вых стандартов поведения, взаимоотношений между различными

Поколениями. Исследуя причины студенческих волнений 60-х го-

дов, она в своей работе ≪Культура и преемственность≫ (1970) при-

Шла к выводу о том, что конфликты между поколениями связаны

С темпом общественного развития и господствующим типом семей-

Ной организации. Ею было выделено три типа культур в истории

человечества - постфигуративные (дети учатся у своих предков),

Конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у своих свер-

стников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих

Детей). Ее взгляды оказали большое влияние не только на развитие

Этнопсихологии, но и на концепции психологии личности и воз-

Растной психологии, наглядно показав роль социального окруже-

Ния, культуры в процессе формирования психики ребенка.

Если для Болдуина и Мид наибольший интерес представляло

Изучение взаимодействия личности и общества, то немецкий пси-

Холог В.Штерн (1871-1938) поставил в центр своих исследователь-

Ских интересов духовное развитие ребенка.



Штерн окончил Берлинский университет, где он учился у извест-

Ного психолога Г. Эббингауза. После получения докторской степе-

ни его пригласили в 1897 г. в университет Бреслау, где он прора-

Ботал в должности профессора психологии до 1916 г. Оставаясь

профессором этого университета, Штерн основал в 1906 г. в Бер-


ves-paket-dokumentov-predostavlyaetsya-v-mandatnuyu-komissiyu-v-sroki-ukazannie-v-programme-sorevnovanij.html
ves-razgovor-za-dokumentirovat-s-ukazaniem-dati-i-vremeni.html
    PR.RU™